Свято-Пафнутьев Боровский монастырь |
Монастыри - Православные | |||
13.10.2012 15:56 | |||
Данный мужской монастырь находится в подмосковном городе Боровске. Основателем монастыря является преподобный Пафнутий Боровский. В апреле 1444 года преподобный, приняв схиму, поселился с одним из монахов в лесу между реками Протвою и Истерьмою. Здесь им была сооружена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тридцать три года преподобный Пафнутий обустраивал обитель, а по преставлении в 1477 году оставил 95 человек братии и каменный соборный храм.
В 16-м веке Боровский монастырь становится пограничной крепостью, в строительстве стен и башен которой участвовал знаменитый Ф. С. Конь. В 1610 году Лжедмитрий II, ведя на Москву литовцев и поляков, с помощью изменников, открывших ему ворота, разорил обитель. Все защитники монастыря и монахи были убиты. В свое время в Пафнутьев монастырь на некоторое время был сослан Аввакум, а его покровительницы, княгиня Урусова и боярыня Морозова − в Боровский Рождественский девичий монастырь. В 1812 году монастырь был вновь разорен, на сей раз французами, тогда погибла в огне монастырская библиотека. В начале 19-го века при монастыре было создано Пафнутьевское братство. Содержание монастыря зависело не только от штатного оклада казны, но и от доходов с мельниц, подворья и земли, которую отдавали под ярмарки при обители. После того как к власти пришли большевики, для Боровского монастыря наступили тяжелые времена. Некоторое время обитель существовала под видом сельскохозяйственной коммуны, в 1923 году имущество монастыря передается Главмузею, после этого там размещают исправительную колонию, затем сельхозтехникум. Монастырь был разграблен советской властью, поэтому Великая Отечественная война не причинила особого вреда монастырским постройкам. В 1991 году стараниями Высокопреосвященного Климента, архиепископа Калужского и Боровского, сельскохозяйственный техникум освободил церковь св. пророка Ильи с больничной и трапезной палатами, а постепенно к монастырю возвратилась большая часть строений и монастырский сад. Примечательно то, что монастырь возобновился как общежительный, каковым по древнему уставу никогда не являлся.
|