История храмов

Храм Гефеста в Афинах
(1 Проголосовало)
24.07.2012 13:03

 

 

Древнегреческий Храм Гефеста в Афинах

Храм Гефеста в центре Афин является одним из наиболее хорошо сохранившихся античных храмов Греции. Он также известен под названиями Гефестейон, Тезейон или Тезеум, так как в византийскую эпоху считалось, что здесь погребены останки легендарного греческого героя Тесея. Однако на основании мемориальных надписей на храме и множества металлических изделий, найденных в непосредственной близости вокруг него, удалось выяснить, что он был посвящен Гефесту.

Строительство храма началось около 449 года до нашей эры. Его возведение, осуществлявшееся с запада на восток, затянулось на многие года. Около 430 года до нашей эры он был практически достроен, оставалось лишь возвести крышу и изготовить комплекс культовых изображений. Однако приступить к этим работам удалось лишь во время Никиева мира в период с 421 по 415 годы до нашей эры. Предполагается, что храм был освящен в 415 году до нашей эры. Он располагался на западной границе тогдашних Афин. В этой части города находилось множество литейных и металлообрабатывающих мастерских и кузниц. Поэтому храм и был посвящен Гефесту, богу-покровителю кузнецов. Он стоит на небольшом холме у западного края Агоры, который называется холмом Агоры.

Храм Гефеста возвышается на трехступенчатом цоколе, креписе. Самая нижняя ступень была сделана из известняка, в то время как остальные видимые архитектурные элементы состояли из пентелийского и парийского мрамора. Это странно, так как обычно весь крепис изготавливался целиком из одного материала и поэтому заметно выделялся на фоне расположенного под ним последнего слоя фундамента, эвфинтерия, верхняя часть которого уже была видимой. Сам храм стоял на основании высотой около 1,06 метра.

По своей конструкции это – периптеральный храм дорийской формы шириной 13,71 метра и длиной 31,78 метра, вдоль фронтонов которого располагалось по 6 колонн, а по бокам – по 13 колонн. Диаметр колонн в нижней части составлял 1,02 метра, а их высота достигала 5,71 метра. Расстояние между осями колонн равнялось 2,59 метра, а интерколумний, расстояние между стволами колонн, – 1,57 метра. При этом угловые пролеты соответственно уменьшены. Над колоннами возвышались имевшие весьма тяжелые пропорции балки перекрытия высотой 2,02 метра, состоявшие из дорийского архитрава и триглифно-метопного фриза.

Лишь на восточном фронтоне и примыкавших к нему первых двух межколонных пролетах боковых стен храма метопы были изготовлены из парийского мрамора и украшены скульптурами, а все остальные метопы представляли собой простые гладкие плиты из белого мрамора. На метопах восточного фронтона были изображены сцены из эпического цикла о Геракле, а на метопах боковых стен – сцены из жизни местного героя Тесея.

Над триглифоном располагался дорийский венчающий карниз с обычными для него консольными плитами. Он, как и примыкающая к нему сима (желоб), был изготовлен из парийского мрамора. Со стороны обоих сточных желобов на симе имелись украшающие их головы львов, расположенные между нарисованными на фризе пальметтами. Фронтонные треугольники были заполнены фигурами из парийского мрамора. При проведении раскопок в 20-м веке были найдены остатки этих фигур, при этому фигуры восточного фронтонного треугольника изображали схватку лапитов с кентаврами, а фигуры западного фронтонного треугольника – другие мифические сражения. Конек крыши был украшен акротериями: восточную сторону конька венчала парящая богиня победы Ника, а западную сторону – фигура бегущей женщины, которая, судя по художественному стилю, датируется приблизительно 420 годом до нашей эры.

В этот периптерий была встроен наос, помещение, скрывающее внутри себя культовое изображение. При этом в соответствии с принципами строительства дорийских храмов наружные стены наоса находились на одной прямой с осями колонн. Ширина образованных таким образом галерей составляла по бокам храма один межколонный пролет, с восточной стороны 2 пролета, а с западной стороны 1,5 пролета. Сверху галереи были покрыты кессонным потолком из парийского мрамора. Если рассматривать особо большую ширину восточного портика (галереи) как элемент ионийской архитектуры, то её можно объяснить тем, что здесь находился вход в храм.

Из-за того, что восточный портик был расширен до 2 пролетов, уменьшилась длина наоса, который стал более сжатым. Предполагается, что это было связано с последующим изменением плана здания с целью добиться той же пропорции наоса, что и в Парфеноне. То есть наос должен был иметь 4 колонны в ширину и 7 колонн в длину. Внутренние стены наоса были украшены настенной росписью, которая не сохранилась. Однако засвидетельствованный древнегреческим писателем и географом комплекс культовых изображений Гефеста и Афины был изготовлен и установлен внутри храма в период с 421 по 415 годы до нашей эры, т.е. почти через 30 лет после начала его строительства. Предполагается, что автором культовых изображений был древнегреческий скульптор Алкамен, правда, соответствующие доказательства отсутствуют.

В отличие от Парфенона у Гефестейона до наших дней сохранились все колонны, и практически полностью уцелела даже крыша. Однако фризы и другие декоративные элементы храма в течение веков были сильно повреждены идолоборцами, любителями искусства и грабителями. Тем не менее храм уцелел, так как в 5-м веке нашей эры он был превращен в христианскую церковь Святого Георгия. Однако это было сделано в ущерб античному внутреннему убранству храма, которое было удалено из него.

В настоящее время храм Гефеста является археологическим памятником афинской Агоры и находится под охраной Министерства культуры Греции.

 
Top